Назад

Научные теории

Эффект Струпа

Запоминать способен тот, кто научился быть внимательным. С. Джонсон

Эффектом Струпа называется особенность мозга, которая основывается на неумении человека быстро сопоставлять разные данные логистического и зрительного восприятия. Поэтому слово «коричневый», написанное фиолетовым цветом будет вызывать торможение мыслительных процессов. В ходе эксперимента люди должны называть не само слово, а цвет, которым оно написано. Таким образом подавляется логистическое или семантическое восприятие объекта, а доминирует зрительная составляющая.

В детском возрасте эффект Струпа выражен гораздо слабее. У ребенка, который плохо умеет читать или не умеет вовсе, эффект, по понятным причинам, распознаваться не будет. Но даже дети младшего и среднего школьных возрастов быстрее ориентируются в вопросе, чем взрослые. Такие показатели связаны с недостаточной развитостью логистического восприятия реальности. Дети больше полагаются на зрительную оценку окружающего мира.

Это интересно

Интересно то, что скорость прохождения тренинга, основанного на эффекте Струпа, у детей может быть гораздо выше, чем у взрослых, так как ребенок еще толком не умеет пользоваться теоретическими данными.

Эффект Струпа позволяет оценить доминирующие участки мозга и наглядно демонстрирует, что разные виды восприятия не могут быть закодированы в одной области. Также задача позволяет оценить способность ребенка к адаптации, потому что даже малейшие запинки при произнесении слов исчезают через некоторое время. Мозг просто перестает воспринимать смысл слова, концентрируясь на его цвете. Скорость исчезновения эффекта Струпа демонстрирует переключение мышления, его лабильность и умение приспосабливаться к обстоятельствам.

Историческая справка

Дж. Р. Струп является основоположником одноименного эффекта, который он выявил в 1935 году экспериментальным путем.

Разработки данной теории вели многие психологи и ученые всего мира, однако достоверные доказательства и максимально правильные результаты получил именно Струп. Именно поэтому годом появления эффекта стал 1935, хотя первые наработки в данной области появились еще в двадцатых годах.

Достоверность результатов, полученных Струпом, основывалась на правильном определении трех экспериментов:

  • Первый. Людям предлагался ряд разноцветных слов, значение которых обозначало определенный оттенок. Человеку нужно было назвать значение слова, что он делал быстро и легко.
  • Второй. Люди получали такой же ряд слов, но должны были назвать их цвет вне зависимости от смыслового значения. Этот эксперимент выявил торможение участков мозга, которое впоследствии будет названо эффектом Струпа.
  • Третий. Люди получали ряд разноцветных квадратов, внутри которых черными чернилами были написаны слова, обозначающие оттенок. Испытуемым требовалось назвать цвет квадрата, что также делалось без труда и торможения.

Также эксперименты наглядно показали ученому, что доминирование теоретических знаний над практическими не является абсолютным. Человек способен приспосабливаться к окружающим условиям, поэтому эффект Струпа постепенно исчезал, а практическая деятельность подавляла теоретические знания.

Проведение аналогичных экспериментов у детей разных возрастов давало менее достоверные результаты. Эффект Струпа слабел с уменьшением возраста испытуемого и совсем не реализовался у детей, не умеющих читать.

Использование эффекта для развития мозга

IQКласс модифицировал знания об эффекте Струпа в развивающие игры для детей. На сайте представлены следующие разновидности тренажеров:

  • Задача Струпа. Приближенная к классическому тесту игра, в ходе которой ребенок кликает на цвет слова без восприятия его значения.
  • Задача Струпа – революция. Модернизированная и более интересная для детей игра, которая требует выбора между двумя карточками: на одной смысл слова и его цвет одинаковы, а на второй – нет. Ребенок должен выбрать ту карточку, где смысл слова не совпадает с окраской. Для детей данная игра предпочтительнее классической, так как более достоверно показывает степень понимания ребенком теоретической части задания (смысла слов).

Игры созданы специалистами своего дела, поэтому максимально адаптированы для детей: имеют необычный дизайн, яркое оформление, оригинальные условия. С их помощью развиваются внимательность, концентрация и подвижность интеллекта. Дети совершенствуют адаптационные навыки.


Игры, в которых используется данная теория:
archer
Попробуйте IQClass бесплатно
Делает обучение увлекательным
Охватывает учебную программу
Безопасен и прост в использовании
Начать занятия